Трудности ребенка в школе

 

Проживая в школе немалую часть собственной жиз­ни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое пред­ставление о радостях, переживаниях, успехах и труд­ностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проник­нуть в школьный мир вашего ребенка. Пользуясь ими, старайтесь не забывать о нескольких важных вещах:

  • к рассказу, информации, собственному отноше­нию к человеку или событию, которые доверил вам ребенок, следует относиться «педагогически осто­рожно». Если ребенок заподозрит, что вы злоупот­ребляете его откровенностью, то он не станет боль­ше доверять вам;
  • приложите максимум своей изобретательности, способности к педагогической импровизации для того, чтобы разговоры с ребенком на школьные темы по возможности не возникали нарочно, по обязанности и принуждению; помните, что в обычном клубке дневных забот почти всегда отыщется едва заметная ниточка-повод «кстати», потянув за которую и можно начать нужный вам разговор;
  • поверьте, что ваш ребенок наблюдает за вашей жизнью, работой, делами не меньше, чем это делаете вы  в отношении его школьных событий. Спокойно, в меру откровенно и доступно рассказывая ему о своих заботах и радостях, вы сможете рассчиты­вать и на его открытость. Если такой обмен, диалог станет привычным уже в начальной школе, тогда, даже вступив в пору «трудной подростковости», ваш ребенок не замкнется.

"Пять вопросов в конце недели"

Вечером последнего учебного дня недели, после (во время) ужина или перед тем, как ребенок ляжет спать, поговорите с ним, обсудив несколько простых вопро­сов:

  1. Доволен ли ребенок тем, как прошла школьная не­деля, и почему?
  2. Что за пять учебных дней стало для него главным, показалось интересным, расстроило, обрадовало?
  3. Какие «роли» ему пришлось выполнять за неде­лю (ученик, дежурный, зритель, участник дела, со­бытия, победитель, наказанный, помощник и т.д.)?
  4. Выполнение каких ролей ему понравилось, а ка­ких — нет? Какой из дней запомнился более всего? Почему?
  5. С чем связана для него грядущая неделя? Будет ли она в его представлении трудной, радостной, скучной, успешной?

"Беседа по классной фотографии"

Положите перед собой классную фотографию вашего ребенка. Пусть для начала он «познакомит» вас с од­ноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем через фотографию можно будет подроб­но расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях и антипатиях. Старай­тесь, чтобы ваш сын (дочь) больше говорил о положи­тельном и интересном в отношениях с одноклассни­ками. Не провоцируя ребенка на «ябедничество», нуж­но очень тонко дать понять, что вас интересуют не столько конфликты или проступки ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому. Лучше не задавать вопросов типа «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие оценки?». В конце концов, если ребенок действительно захочет, он случайно или специально расскажет об этом сам. Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважитель­ное отношение к одноклассникам: «К кому можно об­ратиться за помощью?», «С кем интереснее всего иг­рать?», «Кто самый веселый?» и т.п.

"Как я закончу четверть (год)?"

За две-три недели до конца четверти (учебного года) предложите ребенку составить собственный прогноз итоговых оценок. Нарисуйте вместе с ним будущий та­бель и попросите выставить ожидаемые отметки. Объяс­ните, что лучше стремиться оценивать будущие дости­жения реально-оптимистично, а не мечтательно-пред­положительно. Кто-то из детей уже в начальной школе имеет склонность к занижению собственных (даже не­плохих) достижений, кто-то, напротив, оценивает свои будущие результаты необоснованно высоко. Когда вы получите настоящий табель и положите его рядом с «про­гнозом», у вас будеттема для разговора с ребенком. При этом педагогическим смыслом разговора должно стать не только обсуждение результатов учебы, но и степень точности составленного заранее прогноза.

"Плюсы и минусы школьного дня"

Это несложная диагностика-игра, позволит вам доста­точно объективно оценивать ежедневное настроение ребенка, связанное со школой. На листке бумаги или с помощью двух видов предметов (например, пуговицы и бусинки; зерна красной и белой фасоли и т.п.) нужно «нарисовать» прошедший школьный день. Чего в нем ока­залось больше — радостного или неприятного, хороше­го или плохого? Главное — увидеть общее настроение, а не допытываться по поводу каждого «плюса» и «мину­са», хотя вполне вероятно, что о некоторых из них ребе­нок захочет рассказать Вам сам

  "Копилка школьных успехов"

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластико­вую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «ко­пилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут «складываться» «пятерки» и «четверки». Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек. Предвидя возможный родительский соблазн, предуп­редим сразу: играть в то, что за получаемые «пятер­ки» вы будете складывать в копилку пятирублевые мо­неты, не стоит. Даже не будем объяснять, почему. Причин, поверьте, более чем достаточно. Гораздо ра­зумнее, чтобы содержимое «копилки» оставалось ус­ловным. Более того, пусть ребенок кладет туда фа­солинки или ракушки самостоятельно. Поверьте, ис­кушение быстренько заполнить баночку неполучен­ными по-настоящему отметками пройдет быстро, а возможно, и не возникнет вовсе. Ваша задача — сде­лать игру привлекательной и простой. Как? Довольно просто.

Как только «копилка» оказывается заполненной, удиви­те сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фа­соль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное. Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее запол­нение, с одной стороны, не растягивалось на беско­нечные месяцы, а с другой — не становилось делом пяти дней. Разумеется, возможны варианты: короткие макаронины-бочонки, к примеру, удобно нанизывать на вертикальный стержень, а фасолины выкладывать по кругу в большой красивой вазе. Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за двойки или замечания. Во-пер­вых, это может сделать процесс заполнения практи­чески бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо

 

Hosted by uCoz